Запустить запись экрана
Scrum – инструкция по применению
TILDA PUBLISHING
Васильев Антон
Москва, 22.09.2023
1
Типичный жизненный цикл продукта
Какие бывают процессы
Этапы разработки в водопадной модели
Определение требований
Сбор того, что нужно сделать
Проектирование
Рисуем, составляем схемы
Разработка
Пишем код
Тестирование
Проверяем, работает ли
Выпуск и эксплуатация
Поддержка
Проблемы
  • Очень долгая реализация
    Прохождение каждого этапа отнимает много времени и в итоге заказчик получает функциональность слишком поздно
  • Нет обратной связи
    Результат не демонстрируется на промежуточных этапах, поэтому можно легко отклониться от изначального видения и на выходе получить другой продукт
  • Сложность согласования любых изменений
    Все изменения нужно согласовывать с множеством участников и предварительно создавать документацию
Выход есть - SCRUM
Scrum — легкий фреймворк, который помогает людям, командам и организациям создавать ценность с помощью адаптивных решений комплексных проблем.
Руководство по Scrum 2020
Agile manifesto
Agile-манифест — это основополагающий Agile-документ, в котором описаны четыре ценности и двенадцать принципов Agile-разработки программного обеспечения.
Манифест
1. Люди и взаимодействия
Важнее процессов и инструментов
2. Работающий продукт
Важнее исчерпывающей документации
3. Сотрудничество с заказчиком
Важнее согласования условий контракта
4. Готовность к изменениям
Важнее следования первначальному плану
Вопросы?
Минутка для общения
Tilda Publishing
Agile
Набор техник и подходов, разделяющих принципы Agile манифеста
Гибкие методологии
Agile команда
Кросс-функциональная команда разработки продукта

Быть командой не значит быть вместе. Это значит действовать как команда. (с)
  • Max Holden
    Разработчик
  • Eva Stark
    Тестировщик
  • Julia Bush
    Аналитик
  • Carlos Lott
    Разработчик
Состав команды
  1. Владелец продукта
  2. Разработчики
  3. Scrum-мастер

Команда:
  • 5-11 человек
  • Кроссфункциональна
  • Самоорганизованна
  • Нет подкоманд
  • Объединены одной целью
  • Постоянна по составу
Tilda Publishing
Модель Такмана
Такман описал этапы, которые проходит группа, прежде чем стать командой.
Самый страшный этап — это этап «шторминга» (Storming), когда команда только сформирована и начинает делать общее дело. На этом этапе её начинает “штормить”, то есть участники начинают ругаться между собой. На этом этапе команда даже может развалиться, но если она этот этап преодолевает, то дальше начинается этап набора взаимного опыта работы, так называемый «норминг», и они в итоге команда выходит на максимальную эффективность.
Tilda Publishing
Групповая динамика
Tilda Publishing
Agile подходы
  1. Требования меняются
  2. Технология неизвестна
  3. Итеративно-инкрементально

В фокусе: скорость получения новых знаний

На чем фокусируется Agile:
  1. Ценность
  2. Скорость
Принципы
управления эмпирическим процессом.

  1. Прозрачность (процесса и метрик)
  2. Инспекция (невозможно без прозрачности)
  3. Адаптация (после инспеции)
Цикл Деминга-Шухарта:
Согласно циклу Деминга-Шухарта управление должно циклически проходить по следующим стадиям: Планирование (проектирование) – Реализация (работа) - Контроль (Анализ) – Корректировка (регулировка).

Цикл не будет работать без Доверия!
Вопросы?
Минутка для общения
Процесс SCRUM
Из чего состоит SCRUM
Идея продукта
Основная идея продукта. Для чего мы делаем ту работу, которую делаем
Беклог продукта
Приоритизированный список задач
Беклог спринта
Оцененные задачи на спринт. Обязательства команды. Формируется на этапе планирования
Планирование
Очень важный этап, на котором команда дает обязательства по достижению цели спринта
Спринт
Работа над беклогом спринта, поставка инкремента продукта пользователю
Длительность: 1-4 недель

Планирование спринта - командная работа
Обзор спринта
Демонстрация результатов работы Владельцу продукта и заинтересованным лицам. Сбор обратной связи.
Ретроспектива
Фиксация и обсуждение успехов команды, неудач и разработка плана по улучшению процессов
Грумминг
Уточнение беклога продукта, оценка задач
Tilda Publishing
Scrum процесс по этапам
  1. Формирование беклога продукта
  2. Планирование спринта - беклог спринта
  3. Спринт (дейли, грумминг)
  4. Обзор спринта (демо)
  5. Ретроспектива
Вопросы?
Минутка для общения
Оценка задач
Как понять, сколько сможем сделать за спринт
Tilda Publishing
Planning poker
Это одна из самых популярных техник оценки. Участники процесса используют специально пронумерованные карты (подобные игральным), чтобы голосовать с их помощью за оценку user story. Обычно для «покера» используются карты с числами Фибоначчи (0, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89), но возможны и другие варианты.
Метод ведер
В этой методике используется принцип похожий на Planning Poker - задачи оцениваются и помещаются с ведерки с соответствующим размером. Для указания размера также можно использовать числа Фибоначчи. Однако у этих методов есть принципиальное различие – в Bucket System после начального масштабирования задач, процесс задачи разделяются между участниками для оценки.
Tilda Publishing
Оценка результатов
Как мы поймем, правильно ли мы все делаем?
Диаграмма выгорания
Показывает движение команды в течение спринта по дням
Идеальная диаграмма - когда каждый день делается равный процент от запланированного объема работ (объемом в 1 день)
Tilda Publishing
Спринта
Скорость команды
Производительность вычисляется в конце Спринта как сумма Стори Поинтов по всем полностью завершенным Элементам Бэклога Спринта. Стори Поинты по частично завершенным или незавершенным историям не должны участвовать в расчете производительности Команды.
Tilda Publishing
Вопросы?
Минутка для общения
Как все сломать?
1. Отсутствие планирования
Планы ничто, планирование все. (с)
Сам процесс планирования, проработки будущего каким-то удивительным образом создает феномен самореализующегося пророчества. Мы готовимся и достигаем, потому что в нас появляется уверенность.
2. Отсутствие командной работы
Узкое деление на специализации разделяет людей, делает их эгоистичными и снижает скорость и качество поставки ценности пользователю.
Минимальный размер команды - 3 человека.
3. Отсутствие демо
Если работы никто не будет смотреть, то зачем ее делать?
4. Отсутствие ретроспективы
Без отсутствия ретроспективы мы не исправляем ошибки, а только накапливаем. Снижается доверие и падает сплоченность команды.
5. Scrum без Agile: карго-культ Scrum
Зачастую переход к Scrum ассоциируется исключительно с 4-мя встречами и со Scrum-досками. Отсутствует следование принципам Agile

После такого перехода:

  • Встречи команды могут проходить скучнее, чем раньше, ибо каждый раз проводятся по одному и тому же чуждому команде сценарию.
  • доска может стать просто заменой прежнего инструмента управления задачами (который мог быть вполне удобным, а теперь «на небольшие карточки приходится выписывать наши длинные описания задач»).
А что у нас сейчас?
Похоже на SCRUM? Или на что-то другое?
Что нам делать?
Стремление к доверию
Формирование команд
Повышение прозрачности
Планирование
Ретроспектива
Всем спасибо за внимание!
Вопросы?
Пожалуйста, оставь обратную связь! Это позволит мне становиться лучше с каждым новым выступлением. Спасибо!
Антон Васильев
Team lead backend в Tilda, сертифицированный scrum-мастер, счастливый владелец корги
a.vasiliev@tilda.team
@vasilevit
Made on
Tilda